Принципы ранжирования сайтов Яндексом
Вряд ли сегодня кто-то будет спорить, что на просторах рунета самой популярной и широко использующейся поисковой системой является Яндекс. Чрезвычайно удобный, эргономичный, с качественно продуманным и отточенным годами шлифовки до блеска дизайн, множество дополнительных сервисов, и, конечно же, сверхвысокая эффективность и качество поиска — всё это позволяет ему уже давно находиться практически вне конкуренции.
И, разумеется, подстройка под требования именно Яндекса сегодня является приоритетной задачей всех оптимизаторов, работающих с русскоязычными страницами. А принципы поиска и отбора наиболее релевантных, то есть подходящих под запрос, результатов у Яндекса не так уж и сложны.
Основные механизмы работы Яндекса
В самом общем случае после получения запроса на поиск, поисковая машина производит поиск всех страниц во всемирной паутине, в той или иной мере соответствующих критериям запроса. На втором этапе она их тщательно сортирует и выдаёт в порядке релевантности, то есть той самой «подходящести».
Другими словами, если на вашей странице есть слово «авто», то Яндекс в любом случае на все запросы пользователей, содержащие слово «авто», будет находить и вашу страничку, но вот каким из бесчисленного множества результатов она её выдаст — уже вопрос сортировки.
Сортировка происходит по множеству критериев. В самом общем случае — это наиболее точное вхождение запрашиваемого слова или фразы, и количество их на странице в разных падежах и склонениях. Но это — лишь вершина айсберга. Следующим шагом мощный компьютерный вычислительный центр начинает анализ страницы: её безопасности, информативности, соответствия географическим параметрам расположения пользователя и многих других параметров.
Разумеется, в основе всего этого анализа лежит вычислительный алгоритм, программа последовательных логических или арифметических операций, и как бы ни была вся работа поисковой система похожа на разумную деятельность, весь Яндекс — всего лишь машина. Однако, вычислительная мощность его достаточно высока, и в некоторых случаях скорость анализа и оценки того или иного ресурса может быть вполне сопоставимой со скоростью человеческого оценивания.
Разработчики Яндекса, ответственные за совершенствование механизма сортировки результатов, работают именно над тем, чтобы максимально приблизить оценку сайта поисковой системой к таковой у пользователя. Ведь в большинстве случаев живой человек составляет своё мнение о странице на основе простых критериев: информативности, грамотности, соответствии информации запросу, дизайну... И нет ничего невозможного в том, чтобы суметь оценивать те же критерии автоматически.
Интересно, что главной трудностью для Яндекса является различие между всеми его пользователями. Невозможно ведь найти двух одинаковых людей! И то, что под фразой запроса понимает один человек, может в корне отличаться от представлений другого.
Но, по сути, поисковая машина и не должна подстраиваться под каждого пользователя в отдельности. Во взаимодействии человек-машина именно человек должен правильно сформулировать свои требования, а система с максимальной скоростью произведёт по ним поиск.
Матрикснет — система переобучения программы
Асессоры — те люди, которые отвечают за мощность и грамотную работу поисковика, постоянно занимаются совершенствованием Яндекса. Они, постоянно увеличивая количество параметров ранжирования, добиваются того, что пользователь получает от Яндекса именно тот ответ, который ищет. Такое совершенствование поисковой системы называется её обучением — совсем как у людей! Однако и оно не является абсолютно универсальным...
Зачастую, после очередного этапа обучения, проводимого в условиях тестирования, поисковая система даёт определённые сбои и недочёты при работе в реальных условиях. Очень во многих случаях это является следствием того, что поисковая система находит какие-то закономерности в процессе сортировки, не имеющие отношения к реальному ранжированию, и к результатам поиска добавляет не совсем адекватные находки.
Асессоры Яндекса решили этот вопрос весьма оригинально, запустив специальную систему машинного обучения, названную Матрикснет. Эта вещь позволяет поиску быть устойчивым к переобучению, учитывать в разы большее количество критериев ранжирования и работать в особых, довольно сложных для поисковика случаях, например — при очень узкоспециализированном запросе.
Новшества и оптимизация
Чем подобные нововведения откликнутся для веб-мастеров, модераторов и оптимизаторов, предсказать несложно. Весь процесс оптимизации и до появления Матрикснета усложнялся всё более и более с каждым днём, а теперь и вовсе будет требовать ювелирной отделки содержимого сайта и тончайшей подгонки его под требования поисковика. Да и возможности нахождения ошибок и лазеек в алгоритме стремительно приближаются к нулю.
Однако есть здесь и плюсы. Сайт, однажды прокачанный и выведенный в топ поиска, имеет возможность надолго закрепиться там, пустить корни и не быть подверженным случайным вылетам из вершины под ударами конкурентов. Вся система поиска и оптимизации, таким образом, становится более строгой, устойчивой и надёжной.
|